Эмоциональный интеллект

Чтобы добиться невероятных успехов в жизни важен не IQ, а эмоциональный интеллект…

эмоциональный интеллект

Эмоциональный интеллект – это способность контролировать и воспринимать  свои собственные эмоции и эмоции других людей. А также способность правильно различать и маркировать разные эмоциональные состояния. Люди с высоким эмоциональным интеллектом умеют управлять чувствами и поведением других людей для эффективного решения задач. Для примера возьмем обычное кафе. Время обеда. Мужчина заказывает себе стейк в надежде быстро перекусить. Спустя 10 минут его заказ не приносят. Мужчина начинает нервничать. Подзывает официантку, но та просит немного подождать. Спустя 20 минут мужчина сильно раздражен и просит позвать администратора с целью устроить скандал. На гневный вопрос: почему я должен ждать свой заказ так долго? Администратор с доброжелательной улыбкой отвечает; ну вы же знаете, чем дольше готовится мясо, тем оно вкуснее.… Вот он эмоциональный интеллект в действии. Администратор сумел, одним словом снизить градус гнева до блаженного предвкушения.

Эмоциональный интеллект с точки зрения науки: современные исследования EQ

Исследования показывают, что эмоциональный интеллект(EQ)положительно влияет на успеваемость и социальное взаимодействие студентов колледжей. Они обнаружили, что IQ является надежным показателем академической успеваемости. НО, EQ также вносит свой вклад. Студенты с развитым эмоциональным интеллектом лучше адаптируются в социальной среде. У них лучше складываются отношения с учителями, сверстниками и противоположным полом. В то время как IQ не играет большой роли в социальной жизни студентов. Человек может быть умным, но совершенно не умеющим выстраивать дружеские отношения с другими людьми. Этот факт значительно снижает успешность и реализованность человека.

Еще одно исследование “Ошибка Декарта”.  Ученый исследовал людей с повреждениями эмоциональных отделов мозга. Пациент, получивший травму головного мозга, сохранил способность  логически мыслить. Это доказывали результаты теста на коэффициент интеллекта. Но, при этом совершенно потерял способность принимать решения. Например:  он не мог долго решить, чем хочет поужинать. Куда хочет сходить. Что лучше одеть в той или иной ситуации. Потому что окончательный импульс в пользу того или иного выбора происходит из отделов мозга, отвечающих за эмоции. 

Таким образом, исследования дали ответы на некоторые важные вопросы. И открыли дверь для большей части инновационной работы. Результаты показали, что эмоциональный интеллект действительно является жизненно важным фактором успеха. Взаимоотношений на работе, и в личной сфере жизни. Качества психического здоровья.

Дерево с корнем

Разница между высоким и низким эмоциональным интеллектом на примере манипуляций.

Людьми с низким эмоциональным интеллектом проще управлять. Это факт! Сейчас вы сами в этом убедитесь.

Манипуляция – это давление на эмоции. Игра с чувствами. Манипуляция страхом – это попытка, навязать вам какой – либо страх. Либо управлять уже существующим у вас страхом. Например; в 2000 году по всем телевизорам страны транслировали информацию о предстоящем конце света.  Дикторы представляли страшные факты, пугающие большинство людей. Парад планет. Падение астероида. Ядерная война. Каждый канал выдвигал свою, более устрашающую версию. Вердикт был один: концу света быть! А от чего все умрут неизвестно. Что в этом случае делали люди с низким эмоциональным интеллектом: поддавались всеобщей панике, покупали мешками гречку, сахар, рис, соль. Особо «изобретательные» копали бункер. Многие в обещанный день на трясущихся от страха  ногах, выходили на улицу в ожидании последнего часа.  И не дожидались. Еще бы! Так быстрее только от инфаркта можно «скопытиться». Один лишь плюс — гречки на ближайшие три года с лихвой хватит.

Что в этот момент делали люди с высоким эмоциональным интеллектом? Спали спокойно. Потому что были в контакте с фактами. Убедительных доказательств нет! Конкретной причины для катастрофы нет. Предпосылок нет. Держат только эмоции страха. Понимание этого дало возможность  отделить собственный страх и по фактам, адекватно оценить ситуацию.

Манипуляции страхом очень хорошо прослеживаются в быту. Например: «кому ты нужна с тремя детьми». Или « разведенки с прицепом никому не нужны». « Если ты изменишь, то я заберу у тебя ребенка». «Лишу отцовства» и т.д. Человек с высоким эмоциональным интеллектом, отделит свой страх от фактов. Женщина с детьми вполне понимает, что может создать семью. Примером может для нее служить Наполеон, который женился «на разведенке с прицепом и стал императором. Или дочь Пушкина, которая с тремя детьми вышла замуж за принца. Мужчина, например, может понимать, что оснований для лишения отцовства нет. Человек, таким образом, как бы понимает, что он сейчас во власти страха. Принимает его. Отделяет и выносит непредвзятое решение. Человек с низким эмоциональным интеллектом воспринимает через призму страха все слова за истину. Таким образом, женщина может годами жить с мужчиной, который ее избивает, свято веря в то, что она никому не нужна.

Какой можно сделать из этого вывод: понимание своих эмоций, позволяет устранить любые манипуляции. 

Какие существуют виды эмоциональных манипуляций

  • Страх
  • Возбуждение
  • Взаимность
  • Давление общества
  • Бомбардировка любовью
  • Гнев
  • Путаница 

1.Манипуляция гневом – попытка вызвать у человека чувство вины. Показать его неадекватность. Вызвать ответную вспышку гнева или чувство никчемности. Например: муж кричит и не заслуженно критикует жену. Жена понимает, что критика не заслуженная и в порыве собственного гнева тоже начинает кричать. Что делает муж? Говорит; я же говорю, что ты неадекватная! Вот как с тобой по-хорошему разговаривать! Человек с высоким эмоциональным интеллектом, понимает,  для чего человек кричит, и с какой целью.  Как бы «отстраняется» и реагирует в соответствии с тем, что стоит ЗА  этой манипуляцией.  Человек с низким эмоциональным интеллектом начнет чувствовать свою вину или сомневаться в собственной адекватности.

2. Манипуляция возбуждения — Распространение заведомо ложной информации с целью спровоцировать вас на определенные действия или чувства. Например; только сегодня и только сейчас скидка на курс «тело в деле» 68%. Через полчаса данное предложение будет закрыто! Налетай, торопись – покупай живопись!

3. Манипуляция путаница – с целью запутать человека или смутить. Данную  манипуляцию можно проследить в  газлайтинге.

4.  Манипуляция взаимность – я тебе сделаю что – то хорошее, но ты мне негласно будешь должна. Например: мужчина оплачивает ужин в дорогом ресторане незнакомой девушке с целью провести с ней ночь. Человек с высоким эмоциональным интеллектом учитывает возможность такой манипуляции и внимательно выбирает, от кого принимает услуги или подарки. Также понимает что, чтобы человек не ждал взамен – это его личное желание. 

5.  Манипуляция давление общества – когда человек не уверен в правильности своих действий, он склонен обращаться за советам к другим людям. Однако некоторые люди могут начать этим манипулировать, чтобы заставить вас пойти против ваших ценностей и принципов.

6.  Манипуляция — бомбардировка любовью. Это попытка повлиять на человека при помощи чрезмерных проявлений любви и знаков внимания. «Я так сильно тебя люблю, что без тебя жить не могу». Это так называемая – удушающая любовь. Часто ею пользуются болеющие люди, которые боятся, что от них уйдут. Они проявляют чрезмерную заботу. Поют «дифирамбы о своей великой любви» в соцсетях и в жизни. В итоге человек, которым манипулируют, не уходит, даже если не счастлив.

5 ключевых навыков в структуре EQ

Каждый компонент в структуре эмоционального интеллекта дает человеку развить в себе новые способности и навыки.

Самосознание:

  • Эмоциональная осведомленность. Распознавание своих эмоций и их последствий.
  • Точная самооценка. Знание своих сильных и слабых сторон.
  • Уверенность в себе.

Саморегуляция:

  • Самоконтроль. Умения  управлять деструктивными эмоциями и импульсами.
  • Надежность. Честность. Порядочность.
  • Добросовестность и  ответственность.
  • Адаптивность и гибкость. Умение подстроиться под любую ситуацию, «как рыба в воде».
  • Открытость для новых идей и новой информации.

Мотивация:

  • Достижение всех поставленных целей. Стремление к развитию и личностному росту.
  • Инициативность.
  • Оптимизм.

Сочувствие:

  • Понимание чувств и взглядов других людей.
  • Использование возможностей и талантов других людей для повышения эффективности работы.

Социальные навыки:

  • Влияние на других людей. Использование эффективной тактики убеждения.
  • Коммуникация.
  • Лидерство. Умение вдохновлять и направлять других людей.
  • Управление конфликтами.  Ведение переговоров и разрешение разногласий.
  • Укрепление связей.
  • Сотрудничество. Работа с другими людьми для достижения общих целей.

Признаки высокого и низкого EQ, быстрый тест.

Признаки высокого эмоционального интеллекта:

  1. Отсутствие боязни перемен. Быстрая адаптация к любым обстоятельствам.
  2. Высокий уровень осознания. Адекватная самооценка. Знание своих сильных и слабых сторон. Понимание, над какими личными качествами нужно поработать.
  3. Чуткость. Понимание того, через что сейчас проходит другой человек.
  4. Уравновешенность. Умение строить здоровую профессиональную и личную жизнь.
  5. Контроль над собственными эмоциями не подавляя их.
  6. Умение балансировать между работой и личной жизнью.
  7. Восприимчивость к новым идеям – «за любой здоровый и полезный кипишь».
  8. Четкие личные границы.
  9. Понимание своих сильных сторон и использование их чтобы компенсировать слабые.
  10. Фокусировка на саморазвитии и реализации – «что я могу дать этому миру».
  11. Умение улаживать конфликты и не поддаваться на манипуляции других людей.
  12. Равенство — эмоционально интеллектуальные люди не ориентируются на расу, религию, влияние высокопоставленных людей. 
  13. Отсутствие потребности давать непрошенные советы. 

Признаки низкого эмоционального интеллекта:

  1. Неумение контролировать свои эмоции. Например: не понимаю, как я мог выйти из себя. В тот момент я не мог себя контролировать.
  2. Не понимание чувств других людей. Даже тех, кто близок.
  3. Зависимость от мнения окружающих.
  4. Боязнь осуждения.
  5. Неумение поддерживать хорошие отношения. Например: регулярные конфликты в браке.
  6. «Покер фейс». Эмоциональная холодность. На лице будто нет никаких эмоций.
  7. Неумение говорить «нет».
  8. Самокритика.
  9. Сложно сочувствовать другим людям.
  10. Неуверенность в себе. Например; ощущение что «я недостаточно хорош» для чего то большего.
  11. Отсутствует «регулятор громкости». Например: я кричу так, что соседи стучат по батареям.
  12. Людей с низким EQ могут совершенно не трогать эмоциональные сцены из фильмов.
  13. Обесценивание важности эмоций и превознесение «холодной и спокойной логики». Например: не обращайте на нее внимание. Она сейчас руководствуется эмоциями, а не логикой.

Типы эмоций

базовые эмоции по Изарду

Для того, чтобы развить эмоциональный интеллект необходимо знать все эмоции и уметь классифицировать их. Это обязательное условие! Но, в этом и сложность развития эмоционального интеллекта. Та самая загвоздка.

Типы классификаций эмоциональных процессов:

  1. Положительные – те эмоциональные состояния, которые приятно испытывать. Все логично. Ничего сложного.
  2. Отрицательные – эмоции, которые человек избегает.
  3. Амбивалентные — противоречивое эмоциональное состояние, при котором человек обычно говорит «я не понимаю, что я чувствую». Например; чувство ревности. Состоящее из двух чувств – гнев и любовь. Поэтому амбивалентные чувства являются чувствами с которыми сложно справится. Также сложно понять, когда одно чувство перетекает в другое.  Люди, которые столкнулись с такими чувствами, пытаются сделать выбор: люблю или ненавижу? Хотя на самом деле испытывают и то, и другое.

По устойчивости и силе эмоции:

  1. Ситуативные эмоции – это эмоции «здесь и сейчас». Возникают ситуативные эмоции, в ответ на какую либо ситуацию и сразу исчезают. Например: испуг.
  2. Устойчивые эмоции – это долгоиграющая история. Например; радостное настроение.

По происхождению:

  1. Приобретенные эмоции – это те эмоции, которые человек по своей природе НЕ должен испытывать! Например: стыд. Чувство стыда – это гнев на себя +разочарование. То есть производное чувство, состоящее из нескольких эмоций. Стыд прививается ребенку в детстве социумом. Например; если плохо себя ведешь в обществе, то ребенка отвергают или ругают. Если хорошо, то ребенок принят и любим.
  2. Врожденные – природные чувства человека. Например: страх, возбуждение, интерес.

По культурной обусловленности:

  1. Натуральные – естественные, природные эмоции.
  2. Культурные – эмоции характерные для определенной культуры. Например: у Американцев принято всегда улыбаться. К культурной обусловленности можно отнести гендерные стереотипы. Например: женщинам не прилично злиться. Испытывать ярость. Гнев. Но, на самом деле это стереотип. Человеческие эмоции не делятся по половому признаку.

Активные эмоции и реактивные:

  1. Активные – эмоции, которые человек вызывает самостоятельно. Например: включить веселую музыку, когда грустно. С целью поднять настроение.
  2. Реактивные – эмоции, которые возникают в ответ на определённую ситуацию или действие. Реактивные эмоции можно переводить в активные.

Идентификация своих триггеров и эмоций

Мы разобрались с квалификацией эмоцией. Но, остался важный и сложный вопрос: как понять, что я испытываю на данный момент.

1. Первое и самое главное – это осознать свои эмоции. Перестать себе врать, в наличии тех или иных эмоциях. Например: жена злится на мужа. Но, при этом старается этого не показать. Муж замечает некую злость по отношению к себе, которая проскальзывает у жены в мимике и речи. Мужчина спрашивает жену: ты на меня злишься? Жена отвечает: ничего я не злюсь! Тем самым отвергая и обесценивая свое эмоциональное состояние.

2. Работа с телесными ощущениями — не менее важная. Потому, что эмоции и чувства живут в теле. Например: вспомните момент когда вы резко пугаетесь. Вы еще не осознали свой испуг, а тело уже вздрогнуло. Или, например, чувство сильного страха, когда трясутся руки и ноги. Прямо сейчас вспомните чувство злости. Что происходит с вашим телом? Остановитесь на этих строках и почувствуйте прямо сейчас. Напрягается челюсть. Сжимаются кулаки. Как еще ваше тело проживает это чувство? Я думаю, вы сейчас уже осознали один важный момент — вы можете силой мысли вызывать те или иные эмоции в теле. А значит, вы можете эти эмоции отслеживать и контролировать! Если регулярно обращать внимание на тело, то вы с удивлением обнаружите, что тело всегда «громко говорит». Как это проявляется – покалывает, болит. Это все отражение подавленных эмоций, которые подавлялись и обесценивались.

3. Аспект чувствительности к ситуации – насколько эмоции, которые на данный момент испытывает человек, соответствуют контексту. Например: беспричинная тревога. Когда человек не понимает в контексте, какой ситуации она возникает, то соответственно он не может с ней справиться.

4. Внимательность – это когда из всего калейдоскопа испытываемых чувств, человек может «вытащить» одно чувство и прожить его. Это высший уровень владения эмоциями. Для сравнения: вы слушаете классическую музыку. И из всего разнообразия звуков в композиции, вы выбираете только звук скрипки, и слушаете только его.

Как развить эмоциональный интеллект

«Нас никто не может заставить какие – либо эмоции испытать. Человек вас может настойчиво провоцировать. Но, только вы решаете «вестись или не вестись».

Базовая техника «Ответственность за свои эмоции» – формула «я сообщений».

Каждый человек так или иначе винил другого человека за собственные чувства. Например: это ты меня бесишь своим поведением. Что происходит в этот момент? Перекладывание ответственности за свои чувства и поступки на другого человека. Этот факт не дает человеку расти и развиваться. Метод « я сообщений» возвращает человеку способность признать собственные чувства и реакции. Но, при этом это не значит, что другой человек на реакцию совсем никак не влияет. «Есть твоя роль, есть моя роль».  Я выбираю такую реакцию, и я несу за нее ответственность.

Как использовать метод «я сообщений». Помнить все вышеперечисленное и всегда брать ответственность за свои чувства. Например: я выбрала срывать злость на близких и родных, вместо того, чтобы изменить свое состояние в лучшую сторону.

Принятие всех своих эмоций.

В каждой семье существует запрет на те, или иные чувства. Например: плачут только девочки. Боятся только трусы. Громко смеяться неприлично. Сильные люди свою боль не показывают. Счастье любит тишину. Никогда нельзя унывать и т.д.

Нужно ли говорить, что все это подавление и непринятие своих эмоций? Выпишите все убеждения, которые близки вам. Добавьте свои. Разрешите себе испытывать те или иные эмоции!

Когда человек долго пытается быть позитивным, подавляя и не принимая свои «условно негативные» чувства, то это может привести к психогенной депрессии.

Разрешение себе испытывать эмоции, совершенно не означает, что всю свою злость  можно вылить на ничего не подозревающего близкого. Это значит принять и экологично прожить. 

Как экологично прожить негативные эмоции

  1. Дыхательные техники – медленный вдох животом и такой же медленный выдох. Вдох через нос. Выдох через рот. Количество вдохов должно равняться количеству выдохов. Выполняется до тех пор, пока человек не почувствует спокойствие. Данная практика хорошо расслабляет тело и ум. Насыщает организм кислородом.
  2. Физическая активность с выплеском негативной энергии. Поколотить грушу. Попинать мяч. Быстрое движение. Например: бег.
  3. Выражение негативных эмоций через голос. Попеть громко песню. Например: попеть в караоке. Покричать в безлюдном месте.
  4. Телесная фокусировка и телесные упражнения. Йога нидра от Виктора Бойко и метод «ключ» от Хасая Алиева.

«Йога — нидра». Виктор Бойко:

«Ключ» Хасай Алиев:

Книги про эмоциональный интеллект

  • Джилл Хэссон. “Развитие эмоционального интеллекта”
  • Джастин Барисо. “Эмоциональный интеллект на практике”
  • Дэниел Гоулман. “Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ».

Text.ru - 100.00%

Опубликовал(а)Анастасия Перешивкина
Психолог - сексолог
Предыдущая запись
Сепарация от родителей во взрослом возрасте
Следующая запись
Архетипы