Внутренний ребёнок

внутренний ребенок арт

Внутренний ребёнок это сформированное личностное Я, Эго состояние, которое дублирует наше детство. По сути это то, что было с нами в детстве, и какими мы благодаря этому стали. Сюда закладываются все непродуктивные отношения в детстве, неудовлетворенные потребности, защитные механизмы и убеждения. Конечно же «внутренний ребёнок» — это метафора. С точки зрения физиологии – это нейронные связи в определённых отделах головного мозга, которые сформировались в детском возрасте, на том, что психика имеет, или не имеет. 

Зачем тогда говорить про внутреннего ребёнка, если можно рассказать о том, как узкоспециализированная, возбудимая клетка принимает, обрабатывает и хранит информацию, которая поступает от внешнего мира и событий, происходящих в этот момент? А затем на основе заложенных данных, тело выдаёт те или иные реакции, действия, чувства и эмоции на протяжении всей жизни. 

Дело в том, что именно через метафорические образы, мы можем усилить, ослабить или  разорвать цепочки нейронов и создать новые связи. Как это работает?

Для нашей психики описание физических процессов не понятно и нетерапевтично. Это как человеку, который говорит исключительно на русском, пытаться что — то объяснить на китайском. Очень интересно, но ничего не понятно. Также и с психикой. Наша психика общается с нами образами, через фантазии, сны, представления. Это её язык. По-другому она не умеет т.к. с детства видит мир в картинках, а не внутренние процессы в организме. Поэтому разговор про внутреннего ребёнка – это разговор на родном языке. 

Откуда взялось понятие внутренний ребёнок? Понятие внутренний ребёнок ввёл Эрик Берн(1910 – 1970)в своём учении – транзактный анализ. Он говорил,  что у человека есть три эго состояния – внутренний ребёнок, внутренний родитель и внутренний взрослый. Но, ещё раньше упоминание о внутреннем ребёнке, есть  у другого психоаналитика — К.Г. Юнга (1875-1961), который говорил про архетип ребёнка

Всех объединяет одно — внутренний ребёнок отвечает за  эмоциональность, непосредственность, спонтанность, игривость, энергию жизни, развития и движения вперёд. Если в процессе развития ребёнка, были какие – либо травмирующие события, то все способности, которые априори есть в ребёнке по факту рождения, блокируются и подавляются. 

Возраст внутреннего ребёнка

До 3х лет формируются основные синапсы головного мозга. А основные нейронные связи формируются до 7 лет. Поэтому можно сказать, что внутренний ребёнок, в основном, имеет возраст от 0 до 7 лет. По тому, как складывалась жизнь ребёнка в этом возрасте, можно предсказать всю его дальнейшую судьбу и спрогнозировать все решения и действия, которые он будет предпринимать во взрослой жизни.
Но, как показывает клиентский опыт, во время определённых практик, человек может обнаружить внутреннего ребёнка гораздо старше 7 лет. Так бывает, когда на какой – то определённый возраст, приходилась сильная травматичная ситуация, с которой ребёнок не мог справиться.

возраст внутреннего ребёнка

Что даёт внутренний ребёнок

Характеристика внутреннего ребёнка в нормеПатологическое развитие внутреннего ребёнка
СпонтанностьКонтроль и утрата спонтанности
ЛюбопытствоАпатия к миру
Энергия Вялость
СилаЖертвенность, зависимость, слабость
Искренние, спонтанные чувстваСдерживание любых эмоциональных проявлений, упрощенная эмоциональная палитра
Яркие эмоцииЗакрытость, утрата базового доверия к миру.
СтрастьОтсутствие или патологические формы

Именно внутренний ребёнок отвечает за такие качества как спонтанность, эмоциональность, любопытство, сила. Только внутренний ребёнок и никто другой.

Так, например, спонтанность даёт стрессоустойчивость в каких — то не очень приятных жизненных ситуациях. При разводах, переездах, смены работы. Без спонтанности у человека включается аварийный режим и привет стресс, тревога, страх и все вытекающие последствия. Именно здоровый внутренний ребёнок найдёт в жизни новые, классные смыслы после тяжёлого расставания, и именно он не даст разрушится.

Эмоциональность даёт возможность чувствовать себя живым. Чувствовать себя человеком. Жить жизнь, а не размышлять о жизни.

Энергия и любопытство двигает человека вперёд, когда не страшны любые преграды, какими бы большими эти препятствия не казались.

При патологическом развитие внутреннего ребёнка, человек, все эти качества утрачивает. «Всё вроде хорошо, а я не чувствую себя живым». ‘Все веселятся, и событие радостное, а я ничего при этом не чувствую». ‘Он меня бросил, и я больше не чувствую смысла в жизни, мою боль ничто не облегчает».

К патологическому развитию ребёнка приводят травмы.

Как травмируется внутренний ребёнок

Ребёнок приходит в мир с глубокой потребностью в любви и признании. Малыш до определённого возраста считает себя совершенством. Вы видели когда — ни будь детей, смотрящих на себя в зеркало? Они же писаются от счастья глядя на себя, впервые осознавая – это Я. Но, когда ты ребёнок, ты ещё не представляешь, что люди могут позволить себе издеваться над тобой только потому, что ты рыжий, лопоухий, маленький, худой. Это тот момент, когда тело хотело любви и признания, а получило издёвки и травму.

Под травмой мы понимаем то эмоциональное переживание, которое когда — то началось и до сих пор не закончилось. Травма может случиться когда угодно – родовая, перинатальная, внутриутробная, детская, родительская. Любое сильное переживание, или потрясение, которое в детстве, ребёнок, не мог пережить адекватно. Не было сил, знаний, и родители не помогли пережить, а может и сами стали источником травмы.
Изнасилованные, дети алкоголиков и наркоманов, дети нарциссов и абьюзеров, дети, которых не любили и не принимали родители – имеют самого травмированного внутреннего ребёнка. Их мелкий так и остался, там, в прошлом, в момент своей травмы. Забытый, заброшенный, не обласканный, с огромной болью в глазах. Тело таких детей помнит всё – поджопники, оскорбления, запах перегара от отца, который шептал угрозы на ушко, противные руки отчима на своём теле.… Это травма!

Когда такие дети, во взрослой жизни, ставят цель, у них автоматически начинают подсвечиваться не решенные задачи, паттерны, установки и травмы. Потому что, чем, больше цель, тем обширнее травму нужно решить. Так как травма не даст «пробить потолок», при всём желание. Не переработанная травма всегда будет фонить. Каким образом? Вы хотите что-то сделать, чего – то достичь, а поднимаются совершенно не понятные чувства, эмоции, переживания. Откуда они поднимаются? От туда и поднимаются. С детства. С забитого, недолюбленного, непризнанного внутреннего ребёнка, который помнит всё.
Почему на нашу реальность сейчас, влияет так много мусора из детства? Потому что травма связывает ресурс с негативным переживанием. Каким образом? Смотрим примеры;

Пример травмированного внутреннего ребёнка

В детстве я очень любила рисовать красивых девушек, в красивых платьях. Один раз, на уроке литературы, я слушала рассказ учителя, и одновременно делала наброски девушки в тетради. Я успела нарисовать только силуэт, без одежды, как подошла учительница и выхватила у меня тетрадь. Она поставила меня возле доски перед всем классом, и начала на меня орать, что я невоспитанная, испорченная и извращенная личность, которая непременно вырастет дешевой шлюхой. Я до сих пор чувствую жгучее чувство стыда и слышу заливистый смех одноклассников.
Аня 24 года.

Я выросла в небогатой семье. Поэтому всё своё детство донашивала одежду своих старших сестёр. В один из дней, отец вернулся после очередной длительной командировки, подозвал меня к себе и вручил бумажный свёрток. Дрожащими руками я развернула шелестящую бумагу и вскрикнула от восторга – там было платье! Новое. Только для меня! В новом платье я и пришла в школу, на следующий день. К слову, училась я тогда в 4 классе. Я чувствовала себя красивой, уверенной и у меня было прекрасное настроение. После очередного урока прозвенел звонок на перемену, и я в пылу своей радости, громко на него отреагировала. После чего учительница отругала меня перед всем классом, и весь следующий урок я простояла в углу, у всех на виду.
Елена 32 года.

Помню как – то был в гостях вместе со своими родителями. В доме, где мы гостили, был маленький ребёнок, который рисовал на обоях. Помню, как это действие вызывало смех и радость у моей мамы. Следующее моё воспоминание, как я мелкий, рисую классную картину для любимой мамочки, уже у себя дома на стене, чтобы она порадовалась. Но, маме почему – то не понравилось, и вместо похвалы, я получил ремнём по жопе от неё. Потом ещё от бати. Сейчас — то я понимаю, почему она так поступила, но тогда мне было больно и обидно.
Артём 29 лет.

Как все эти истории отыгрались в жизни на уровне психики и почему, чтобы чего – то достичь нужно, закрыть травму;
«Теперь, я боюсь делать что – то классное, быть классным, как – то презентовать себя, показывать эмоции. Потому что другим это может, не понравится. Когда я классный я за это получаю. Каждый раз когда я делаю что – то классное я пугаюсь и делаю шаг назад, чтобы не пережить порку снова, и обесцениваю своё творчество и свою работу».

Пример здорового внутреннего ребёнка

Карлсон пример персонажа, который сумел сохранить классного, здорового внутреннего ребёнка. Он спонтанный, яркий, игривый, ему наплевать на все правила, социальные нормы. У него нет навязанных рамок. Он такой, какой есть и любит себя за это. Если ему весело он веселится и искренне радуется. Когда ему грустно, он грустит. Если он хочет почудить — он чудит и ему всё равно кто, и что о нём подумает. Его самооценка никак от этого не пострадает. Он проявляет всю мощь своих эмоций и проявляет в мир весь этот максимум. Это здорово! Способность испытывать разнообразные эмоции — это то, что отличает нас от животных.

Внутренний ребенок в отношениях

Отношения, человек, строит по подобию того, каким нужно было быть в детстве, чтобы заслужить от родителей любовь и принятие, и что нужно было делать для этого. А как понимаете, когда что – то нужно заслужить, там всегда будет дефицит. Особенно в детско – родительских отношениях. Мама должна любить, безусловно! Ребёнок не должен заслуживать любовь, его должны любить априори. Но, когда мама любит и принимает – это редкость. 90% людей — заслуживали, так или иначе, любовь родителей. Кто хорошими оценками, а кто – то просто старался быть тихим, послушным и невидимым. Потому что, когда я не слушаюсь, мама меня не любит.

Таким образом, всё, что человек не доиграл в детстве, все дефициты в отношениях с родителями, он перенесёт на взрослые отношения. Так, например, дефицит любви от мамы будет переноситься на партнёра, и тогда человек будет искать родителя всю жизнь. Внутренний ребёнок у такого человека инфантильный, и отношения он будет строить по принципу папа — дочка, мама – сыночек;
Если отношения строятся по принципу папа – дочка, то от мужчин ждут восторга, романтиков, плюшевых мишек. Такие женщины не хотят рожать, потому что сами инфантильные. «Это же надо о ком – то заботится, а я с собой не всегда справляюсь».
Если это отношения мама – сыночек, то такой мужчина ждёт от своей жены заботы. Ждёт, что его накормят, подоткнут одеяло, постирают носочки, погладят по голове и скажут «какой – ты у меня хороший». Внутри у такого человека убеждение – «жена должна», а по факту «мне задолжала мама». А это не что иное, как чувство голода внутреннего ребёнка.

Когда есть дефициты, или избытки, внутренний ребёнок у человека может быть совсем не развит или развит чрезмерно, когда, например, были гиперопекающие родители. Не там, не там не хорошо. Хорошо там, где середина.

Человек с неразвитым внутренним ребёнком будет скуп на эмоции и проявления любви. Такой человек не способен на близость с партнёром. Всегда будет некая внутренняя отстранённость. Потому что его внутренний ребёнок сидит в тёмном углу, один, и не подпускает к себе других, потому что однажды было больно, от близости со значимым взрослым.

Человек с чрезмерно развитым внутренним ребёнком будет стремиться к слиянию с партнёром, и тем самым будет душить его. Более того, ребёнок гиперопекающих родителей будет инфантильным и не приспособленным к взрослой жизни, с подорванным базовым доверием к миру.

Тест на внутреннего ребёнка

Чтобы узнать, как чувствует себя ваш внутренний ребёнок, ответьте на следующие вопросы. Прибавьте себе по одному баллу за каждый ответ «Да» на вопросы под номером: 1, 4, 5, 7, 9, 12. Также по одному баллу за каждый ответ «нет» на вопросы под номером: 2, 3, 6, 8, 10, 11. Просуммируйте полученные результаты.

Важно! Тесты не дают 100% результат! На результат могут влиять психологические защиты, особенно если они очень сильные. По опыту могу сказать, что у большинства людей внутренний ребёнок травмирован. Разница лишь в степени травмы.

Вопросы:

  1. Возникает ли у вас чувство вины, когда вы отдыхаете, и занимаетесь ничего не деланьем?
  2. Сможете ли вы отказаться от алкоголя на празднике и отлично проводить время? Будет ли вам весело?
  3. Любите ли вы смотреть мультфильмы, комедии, юмористические передачи?
  4. Любите ли вы детей? Раздражает ли вас, когда дети шумят, балуются, дурачатся и играют? Трудно ли вам включится в игру вместе с ними?
  5. Вам трудно расслабится?
  6. Ваше детство вызывает у вас по большей степени приятные эмоции? Вы считаете своё детство счастливым?
  7. Вы часто скрываете свои настоящие чувства и эмоции от других людей?
  8. Часто ли вы радуетесь и смеётесь с близкими и друзьями?
  9. Важно ли для вас, как вы выглядите в глазах других людей?
  10. Вы любите свою работу?

Ответы на тест внутренний ребёнок

Если вы набрали от 0 до 3 баллов, то ваш внутренний ребёнок чувствует себя прекрасно. У вас в детстве были неприятные и травмирующие эпизоды, но вы сумели сохранить связь с внутренним ребёнком. Благодаря этой связи у вас есть такие качества как спонтанность, игривость, весёлость. Нужно развивать внутреннего взрослого, чтобы был идеальный баланс, и тогда в мире вам будет доступно всё. Пока, возможно, ваш внутренний ребёнок доминирует над внутренним взрослым.

Вы набрали от 4 до 6 баллов – ваш ребёнок чувствует себя неплохо. Но, периодически чувствует, себя забытым и ненакормленным любовью, эмоциями, признанием. Потому что есть неприятные детские воспоминания, которые иногда всплывают в памяти. Ребёнок есть, но связь с ним не настолько крепкая, чтобы пользоваться всеми качествами, которые он может дать.

7 баллов и больше – ваш внутренний ребёнок, сидит где – то в тёмном, глухом, страшном подвале. Откуда его не выпускают много – много лет. Ему больно, тяжело и страшно. Он травмирован.

Исцеление внутреннего ребёнка

Здоровье вашего внутреннего ребёнка, что живёт внутри каждого – это залог здоровья всей вашей личности. Чтобы эту здоровую личность взрастить нужно, закрыть все дефициты и травмы. Но, закрыть потребности внешним миром не возможно. Можно сколько угодно пытаться полечится об внешний мир, и партнёров, но это всё будет суррогатным, и не будет усваиваться.

Кроме того, недостаточно осознать родительские предписания. Можно многое понимать логически, но рулить всё равно будет эмоциональный мозг. «Я всё понимаю, но сделать ничего не могу» — это оно.
Единственное, что может исцелить внутреннего ребёнка – это стать заботливым взрослым, для своего внутреннего ребёнка, взрастить опору и проработать базовое доверие к миру. Нужно признать важность ребёнка и принять его всем организмом. Только так и никак иначе.

Техника для внутреннего ребёнка

Задача техники: разрешить себе чувствовать и проработать обиду за какие — либо неприятные ситуации в детстве.

Как выполняется техника: возьмите несколько листов бумаги и напишите всё, за что вините своих родителей. Писать нужно до тех пор пока идёт эмоция, до момента катарсиса. Пока всё, что вас напрягает не останется на бумаге и не появится ощущение опустошения и освобождения.

После того, как появилось ощущение освобождения — отдохните, полежите в тишине. Затем сожгите лист бумаги и отпустите мысленно, вместе с ним всю обиду. В течении дня максимально будьте к себе внимательным и заботливым.

Важно! Мы не даём читать свои записи посторонним лицам, не читаем сами, и не отправляем всё это почитать родителям. Мы работаем с воспоминаем, а не с самим родителем!

Благодаря данной технике, мы даём себе право и даём право внутреннему ребёнку почувствовать обиду на родителей. У каждого человека есть такое право! Нас воспитывают, что родитель всегда прав и на родителей нельзя обижаться. Запрет «обижаться нельзя есть», и обида есть. Она никуда не делась, и всю жизнь разрушает изнутри. Практика позволит выплеснуть всю обиду и тем самым остановит разрушение.

Психологические практики для исцеления внутреннего ребёнка

Теоретическая часть — это отлично. Но, если она не подкреплена практикой, не подкреплена эффективной внутренней работой, то тогда любая теория — это мёртвый груз. Головой мы можем многое что понимать, но живём то мы чувствами. Даже если вы это отрицаете. На физиологическом уровне — эмоциональный мозг рулит. Всегда! Только благодаря практической проработке, совмещённой с научной, грамотной теорией, можно добиться хороших результатов. Найти и обрести внутреннего ребёнка. Войти с ним в контакт. Напитать его любовью и получить безграничную силу, возможности и неиссякаемую энергию. Потому, что всё это даёт именно внутренний ребёнок. Именно за счёт внутреннего ребёнка мы испытываем чувство внутренней свободы, всю эмоциональную палитру, мотивацию для личностного развития, творческую и жизненную энергию, любопытство, непосредственность, спонтанность и интерес к жизни. Без внутреннего ребёнка мы будто мертвые. Забитые. Зажатые. Неуверенные. Неинтересные.

Хочешь ощутить вкус к жизни? Уметь получать самые разнообразные чувства, эмоции, впечатления? Хочешь стать манкой, притягательной, уверенной, невероятно жизнерадостной и интересной? Тогда тебе нужно идти за своим малышом. За своим внутреннем ребёнком!

Тренинг внутренний ребёнок — это тот инструмент, который позволит всесторонне проработать ребёнка, благодаря чёткому и самому эффективному алгоритму;

  • Техники для проработки травм внутреннего ребенка
  • Практики проработки негативных эмоций
  • Медитация на поиск и знакомство с внутреннем ребенком
  • Практики для исцеления внутреннего ребёнка
  • Фильмы и книги рекомендованные к просмотру и многое другое.
Опубликовал(а)Анастасия Перешивкина
Психолог - сексолог
Предыдущая запись
Базовое доверие к миру