Самооценка является важным аспектом нашей жизни и играет важную роль в том, как мы воспринимаем себя и взаимодействуем с окружающим миром. От того насколько завышенная, заниженная или адекватная самооценка у человека, будет зависеть не только социальный уровень жизни, но и такие не всегда очевидные вещи, как, например, честность, уважение, верность, стабильность, способность восхищаться и искренне радоваться достижениями других людей.
Но что делать, если самооценка находится на низком уровне и блокирует ваши цели и мечты? Если победы других людей вызывают огорчение, злость, грусть, растерянность, которые вы умело, научились маскировать за улыбкой, и фальшивой похвалой. Что если, сегодня все хорошо, а завтра, если в компании есть кто-то успешнее, красивее, активнее, то появляется ощущение себя лишней, уязвимой, и какой – то маленькой. А может быть есть мысли, что нужно обязательно все время быть идеальной, что в свою очередь приводит к чувству стресса и беспокойству? Это всё про самооценку, про ощущение себя недостаточной для чего – то.
Что же такое самооценка? Как она проявляется, или не проявляется в жизни? Как она влияет на нашу жизнь? В чём отличие самооценки, уверенности в себе и самоценности, и какие практические советы могут повысить уверенность в себе и своих способностях?
- Что такое самооценка?
- Как формируется самооценка
- Последствия низкой самооценки во взрослом возрасте
- Пример низкой самооценки
- Завышенная самооценка
- Последствия завышенной самооценки во взрослом возрасте
- Адекватная самооценка
- В чём отличие самоценности и самооценки
- Самооценка ребёнка
- Заниженная самооценка у ребёнка
- Завышенная самооценка у ребёнка
- Адекватная самооценка ребёнка
- Способы определения самооценки ребёнка в домашних условиях
- Как сформировать адекватную самооценку
Что такое самооценка?
Тысячи идеальных девочек, с идеальными телами, лицами и улыбками, и всё в ней правильно и красиво. У неё правильно подобранный гардероб, волосок к волоску, безупречный макияж и ухоженная кожа. Она даже сидеть умеет правильно — рабочей стороной к собеседнику, с правильно поставленной осанкой, с безупречным и выигрышным положением ног. Только вот, в нестандартной обстановке у неё беспокойство, страх, стыд или слёзы. Она не будут презентовать себя, без возможности предварительно посмотреть на себя в зеркало на факт безупречности во внешнем облике. Она не будет давать своему телу и себе должной свободы в расслаблении, сексе, танце, творчестве, работе и т.д. если она не ас.
Потому что, это возможно, только тогда, когда вы достаточно для себя хороши. Не идеальны, не совершенны, не профессиональны, а для себя хороши. Это ощущение достаточности, которое позволяет телу, быть свободным. Ощущение того что вы можете сказать себе; «мне нравится жить себя, и со всеми своими несовершенствами проявляться в этом мире здесь и сейчас, а не только тогда, когда я владею чем-то совершенно, или сама являюсь совершенством.
Но, для того чтобы так размышлять и так думать нужно внутри себя чувствовать самоценность, взрослость и право на то, чтобы быть разной, и человечной, со всеми слабостями, и особенностями. Не проверять и не ждать, когда будет идеально и тогда. Или не пытаться быть идеальными, потому что кто – то плохое скажет. Не ругать себя бесконечно, чтобы кто – то другой не поругал. А говорить, а самое главное внутри стабильно ощущать, что кто – бы, что не сказал, я за себя и мне этого достаточно.
«И я могу танцевать, даже когда не умею. Я могу позволить своему телу двигаться под ритмы музыки, так как хочется мне, а не так, как правильно и красиво. И я могу быть в моменте, наслаждаясь своими ощущениями, и своим телом, и своим опытом, без назойливых мыслей «а как я выгляжу со стороны»? Я имею право работать и набирать опыт на том уровне, на котором сейчас я нахожусь, а не тогда когда я супер востребованный специалист и т.д.»
Если обобщить всё вышесказанное в один абзац, ответив на вопрос, что такое самооценка;
Самооценка может быть определена, как оценка собственных качеств, способностей и достижений, с глубоким внутренним ощущением себя достаточной.
Как формируется самооценка
Самооценка формируется в первые годы жизни на оральной и анальной стадии психосексуального развития по Фрейду, на таких источниках самооценки, как базовое доверие к миру, ранний опыт взаимодействия с родителями, и трансляция родителями ребёнку посланий; «мы тебя любим, ты замечательный, ты значимый», на понятном для ребёнка языке. Без базового доверия к миру невозможно сформировать адекватную самооценку! Доверие к миру – это база! Именно по причине не закрытых базовых эмоциональных дефицитов, многие курсы и тренинги по самооценке, попросту не работают, и являются тратой времени и денег. Нет базы, нет фундамента, значит не на чем формироваться самооценке. На чём строить крепкие стены, если фундамента нет? Отсюда и перекосы, вместо адекватной самооценки, у большинства людей, либо низкая самооценка, либо в следствие компенсаторики – завышенная самооценка. Естественно, любые перекосы, так или иначе, отражаются на всех аспектах жизни.
Последствия низкой самооценки во взрослом возрасте
Мы редко видим людей в крайностях. Большинство людей размещаются около нормы. Чуть больше нормы, либо чуть меньше нормы. Вопреки расхожему мнению, что если у человека есть проблемы с самооценкой, то это всегда что – то ниже плинтуса. Вообще нет. Повторюсь, большинство находятся около нормы, в разном диапазоне. Это как масса тела. Одному человеку, нужно сбросить или набрать, до нормального веса 3 кг, а другому 6 килограмм. Влияет ли лишний вес или недовес на самочувствие, восприятие себя, здоровье? Всё также индивидуально. Кому — то мешает, кому – то нет. Кто – то с лёгкостью вес набирает, и с лёгкостью сбрасывает. А кто – то всю жизнь похудеть не может и это сказывается на жизни, и общем самочувствие.
С самооценкой всё то же самое. В целом, человек может находиться около нормы, но какие – то условные 3-4 балла, могут не давать двигаться и раскачаться в тех или иных аспектах жизни, свободно «дышать», и проявляться. Всеми знакомый пример, когда идеальные девушки с яркой и красивой внешностью, заваливаются в какой – либо нестандартной ситуации, где им нужно выйти из образа идеальной Я, и на фоне этого чувствуют себя уязвленными, подавленными, впадают в истерику, слёзы, гнев и т.д.
Почему так происходит? Потому что в психике, стоит какая – то задача, и есть какой – то дефицит, который нужно восполнять. Есть какие — то проблемы, и особенности. Когда этот дефицит восполнится, можно будет взять ресурс и двинуться в стабильную норму.
Какие могут быть признаки, низкой, пониженной самооценки;
- Сомнения в своей физической привлекательности, которое может не осознаваться, но активно проявляться в стремлении бесконечной прокачки себя и своего тела;
- Недовольство своими достижениями;
- Страх озвучить своё мнение;
- Склонность подозревать других людей в плохом к себе отношении;
- Ревность;
- Созависимые отношения;
- Манипуляции;
- Страх браться, за что то новое;
- Страх риска ошибаться.
Пример низкой самооценки
Типичный пример, когда красивая и умная женщина находится в отношениях, или браке с нарциссом, или абьюзером, который регулярно, либо с некой периодичностью, напоминает, или транслирует, что «она никто и звать её никак». Самооценка при этом естественно проседает, то вверх, то вниз. При этом девушка действительно развивается, старается, растёт, и всё это на фоне страданий, который ей причиняет нарцисс. Естественно возникает вопрос; если человек страдает рядом с кем – то, не проще ли уйти?
Если бы всё в жизни было так просто, мы бы все жили здоровой жизнью. У каждого человека есть бессознательные процессы, влияющие на жизнь, и которые мы не всегда можем самостоятельно отследить, понять и соответственно что – то предпринять;
Мы все выходцы из детства. То, что происходило в детстве, мы, так или иначе, повторяем во взрослой жизни. Если в детстве, у ребёнка, психологическую защиту пробил другой нарцисс – мама, папа, брат, или любой другой значимый взрослый, то совершенно естественно, что и во взрослом возрасте, человек пойдёт по знакомому сценарию. Будучи детьми, мы не можем защититься от вреда. Нам приходится уживаться, и наращивать новые части себя, новые способности, новые возможности, чтобы выжить.
С одной стороны, в контексте жизни с нарциссом, девочка получает способность быть лучше, круче, сильнее, через попытку что – то доказать. А с другой стороны терпит давление и обесценивание. Получаются вторичные выгоды; она привлекает нарцисса, который по сути её задавливает, и снижает её самооценку, и через это, она, пытаясь что – то доказать, развивается. Если забрать этот моторчик она боится, что перестанет обладать своей движущей силой, которая её мотивирует быть лучше, выше, и сильнее. Поэтому живёт и терпит. Всё предельно просто.
Завышенная самооценка
К сожалению, в наше нарциссическое время, когда фокус направлен вовне – насколько я красивая, сильная, спортивная, профессиональная, мы стремимся к высокой самооценке, вместо того, чтобы иметь здоровую самооценку. Это бич нашего общества. Потому что в крайностях нет здоровья! Заниженная самооценка – это последствия дефицитов в раннем детстве. Завышенная самооценка – это симптом наличия комплекса неполноценности. Когда человек, считает себя более красивым, умным, талантливым, компетентным, чем есть на самом деле, таким образом, компенсируя свои внутриличностные проблемы, и комплекс неполноценности. Где здесь здоровье? Его тут нет!
Последствия завышенной самооценки во взрослом возрасте
Нужно ли говорить, насколько опасно для самого человека, а особенно для общества, когда человек с завышенной самооценкой, что – то несёт в массы? Это так для размышления. Думаю и так понятно, что человек с завышенной самооценкой, которая зачастую не имеет ничего общего с реальностью, берётся за проекты, или советы, в которых у него недостаточно компетенции, и этим естественно может навредить. Особенно, когда раздаёт людям рекомендации касательно здоровья, отношений, бизнеса и т.д. Не имея при этом ни образования, ни специализации, или даже элементарного опыта в той, или иной сфере. Это мы можем наблюдать сплошь и рядом, особенно с развитием социальных сетей.
Если вынести в список последствий завышенной самооценки, то получится следующее;
- Неуспешность в профессии, по причине того, что люди с завышенной самооценкой, могут считать себя лучше, чем другие сотрудники, не являясь таковыми, что в свою очередь тормозит развитие, и обучаемость. «Зачем я буду учиться у других, если я и так больше всех знаю и умею?»
- Трудности с построением близких отношений возникают по причине эгоцентризма, не умения слушать и слышать, и адекватно воспринимать себя. Когда, к примеру, девушка хочет быть с богатым, верным, красивым, добрым, умным, но при этом не способная ничего предложить взамен.
- В случае неуспеха человек с завышенной самооценкой всегда ищет виноватых. «Всегда виноват кто – то, только не Я».
- Болезненная неадекватная реакция на критику.
Адекватная самооценка
Адекватная самооценка — это когда все мысли имеют подтверждение в реальности. Когда человек адекватно воспринимает себя, свои знания, свои умения. Не занижает и не приумножает свои таланты, физические характеристики, знания, возможности, слабости, а адекватно воспринимает. Когда у человека адекватная самооценка, тогда у него и с самоценностью, и с уверенностью всё в порядке.
Люди с адекватной самооценкой, как правило, успешно в детском возрасте прошли все стадии развития. Получили от мамы все необходимые ресурсы – безопасность, любовь, принятие. Смогли как — то, при помощи родителей, переварить и пережить свою агрессию, и стыд, и не зафиксироваться на этих чувствах. Но, это весьма редкая история. Большинство людей, в детском возрасте, пытались когда – то пройти все стадии развития личности, но столкнулись с таким сильным чувством стыда, который был для них не переносим, что вернулись на предыдущую стадию, и остались там. Поэтому многие не могут зайти на лидирующие позиции, как в бизнесе, так и в других аспектах жизни. Лидерство для взрослых людей.
В чём отличие самоценности и самооценки
Самоценность – это глубокое, внутреннее ощущение себя ценной и значимой для близких людей, социума, и жизни. В то время как самооценка больше про адекватную оценку собственных качеств, с глубоким внутренним ощущением себя достаточной. Самоценность и самооценка, хоть и имеют некие различия, они всё же являются взаимодополняемые, как две детали одного механизма. Без самоценности, не может сформироваться здоровая самооценка. Потому что самоценность – это некий фундамент, на котором строится самооценка, а потом уверенность в себе.
Проблемы с самоценностью, особенно характерны для людей и детей, родившихся во времена советского союза, когда жизнь была весьма не лёгкой. Фокус советских людей был на обществе, а не на себе. Много работы, дети предоставлены сами себе, или отданы на воспитание в ясли, или детские сады. Более того, было вообще не принято говорить о любви т.к. это казалось само собой разумеющееся. Но, фокус в том, что детям вообще не очевидно, что кормить, обувать – это равно любовь. Всегда так было, и всегда так будет для детской психики.
Если по каким-то причинам, родителям, не удалось донести ценность своему ребёнку, и любовь к нему, тем языком, который был для него понятен, то и самоценностью будут проблемы. Там где проблемы с самоценностью, там автоматически проблемы с самооценкой, и уверенностью в себе. Адекватная самооценка – это результат самоценности. Уверенность в себе, которая про доверие к себе, и своим действиям – это результат адекватной самооценки. Как детали одного пазла.
Самооценка ребёнка

Ребёнок рождается условно целостным с точки зрения того, что он обладает неким потенциалом, для того, чтобы иметь здоровую самооценку, и на этой здоровой самооценке быть реализованным. Но, в этот процесс, в процессе развития может вмешаться кто – то или что – то, что мешает этому потенциалу реализоваться в полной мере, и тогда ребёнок уже изначально развивается с ощущением потери того, что могло быть, и как могло быть, если бы всё было идеально. Если бы мама была бы готова принять ребёнка таким, какой он есть. Могла бы экологично переваривать свои чувства, и эмоции ребёнка. Обеспечила бы ребёнку безопасность, и безусловную любовь и т.д.
Но, в основном идеально не бывает. У родителей могут быть конфликты. Мама может чувствовать себя плохо, или у неё элементарно не хватает ресурса на ребёнка, или она может быть настолько диссоциирована, что вообще не понимает, что ей делать, и как поступать. Что тогда происходит с ребёнком? Ребёнок чувствует, что он не совсем уместен и вызывает дискомфорт. В этот момент, ребёнок, получает некий импульс, что его задача так сонастроится с матерью, чтобы не создавать этот дискомфорт. Если он этого не сделает, то есть вероятность в буквальном смысле потерять жизнь. Поэтому он сонастраивается с той системой, в которой он находится, путём потери части своего здорового потенциала. Путём потери части себя.
В зависимости от того, благодаря, каким событиям произошла сонастройка ребёнка к системе, и какие части себя были утеряны в процессе, и будет зависеть, какая сформируется самооценка у ребёнка – высокая, заниженная или адекватная.
Заниженная самооценка у ребёнка
Итак, ребёнку пришлось по каким – либо причинам сонастроится с системой, в которой он растёт и развивается. Если он чувствует, что от его присутствия слишком дискомфортно, он становится более удобным. Он теперь не такой яркий, не такой активный, не такой берущий. Он более тихий, более спокойный. То есть ребёнок начинает проявлять ту часть, которая является недостаточной.
В процессе роста и развития из этой недостаточной части, проявляются такие характеристики, указывающие на заниженную самооценку, когда, например, ребёнок не верит в похвалу. Он испытывает дискомфорт от комплиментов. Ребёнку начинает казаться, что он недостаточный, для того, что бы в этой жизни сделать что – то хорошо, и он начинает избегать заданий, и любых попыток эти задания выполнить. Ребёнок становится критичен к себе. Начинает говорить; «я не смогу, зачем вы меня родили, я идиот и т.д.» Становится замкнутым, ранимым и обидчивым. Перестаёт участвовать в командных играх, предпочитая самостоятельно играть. Некоторые дети могут хитрить, врать, легко поддаваться не очень хорошему влиянию сверстников.
Более того, у большинства детей с заниженной самооценкой изменчивое настроение, которое колеблется от плаксивости, спокойствия или радости, к вспышкам гнева или злости.
Завышенная самооценка у ребёнка
Если же ребёнок рос и развивался в системе, где родители были не слишком включёнными в ребёнка – мало обращали на него внимания, то тогда ребёнок начинает стараться выжить из родителей все соки, чтобы они, наконец – то обратили на него внимание. То есть он научается таким способностям, которые ему не свойственны, чтобы компенсировать недостаток внимания. На этой компенсаторике развиваются такие способности как уверенность, что он может всё, даже если это вообще не так. Ребёнок перестаёт ориентироваться на свои знания, умения и реальные ресурсы, которым он обладает. При этом если что – то не получится, такой ребёнок, а в будущем взрослый, будет винить всех вокруг, кроме себя. Такой ребёнок может быть заносчив и амбициозен. Он может организовывать вокруг себя группы ребят с низкой самооценкой, чтобы не только самоутверждаться за их счёт, но и чтобы получить то внимание, и восхищение, которого так не хватило ему в детстве от родителей.
Адекватная самооценка ребёнка
Когда ребёнок развивается в более или менее здоровой атмосфере, где он получает все необходимые, базовые ресурсы от родителей, то тогда самооценка развивается адекватной. В таком случае ребёнок более легко, чем остальные ребята, проходит, и преодолевает жизненные задачи, и трудности. Он не боится пробовать новое. Может, как постоять, так и ответить за себя. Умеет заводить и поддерживать близкие отношения с ребятами. Терпимо относится к недостаткам, болезням, особенностям и отличиям других детей от себя.
Такому ребёнку комфортно и прекрасно, как в лидерстве, так и в качестве члена группы, и он и там, и там эффективен. Но, самое главное такой ребёнок умеет просить о помощи! Без ощущения стыда и дискомфорта. Это самый главный навык, который жизненно необходим, и только человек с адекватной самооценкой, обладает этим навыком в полной мере.
Способы определения самооценки ребёнка в домашних условиях
Нарисуйте, на листе бумаги, вместе с ребёнком, лестницу из семи ступеней. Предложите ребёнку представить, что на нижних ступенях стоят самые плохие дети, а на седьмой самые хорошие, затем спросите, куда бы он поставил себя.
Если ребёнок поставит себя на первую и вторую ступень, то тогда у него заниженная самооценка. Третья – пятая ступень – адекватная самооценка. Если же ребёнок поставит себя на шестую и седьмую ступень – завышенная самооценка.
Как сформировать адекватную самооценку
Проблемы с самооценкой – это последствия очень ранних дефицитов. Поэтому первый шаг – закрытие всех эмоциональных дефицитов, проработка базового доверия к миру, и обучение навыкам саморегуляции. Второй шаг – проработка травм, совместно с психологом. Я бы хотела сказать, что это легко, но это совсем не так. Это сложный путь. Тяжелый путь. Может быть долгий путь, в зависимости от интенсивности тех процессов, которые были в детстве.
Какой – то небольшой практической работой восстановить подорванную самооценку, ну такое себе. Что – то из области фантастики. Поэтому не вижу смысла, здесь, давать какую – либо практику, ради того, лишь бы что – то написать. Потому что эта была бы такая же неправда, как если бы я сказала; пейте регулярно подсолнечное масло и вылечите все свои болезни.
Будьте здоровы и счастливы!